Оглавление
Прочее
Ссылки на другие темы
Оглавление
- Бионика
- Генеалогия
- Стихи
- Проза
- Форум
- Юрий Каморный
- Люди России
- Страницы Железной книги
- Александр Хочинский
- Подземные корабли
- Мораль и право
- Александр Суворов
- Наталья Егорова
- Василий Захарченко
- Панчо Вилья
- Камило Сьенфуэгос
- Александр Сеславин
- Герои 1812 года
- Пола Ракса
- Клинт Иствуд
- Продолжение осмотра
От меча к искусству меча
Исторический экскурс
Сражение усиливается,
Вперёд отважные,
Спешите кто к славе,
Кто к могиле.
Томас Кэмпбэлл
Все классические буси, которые жили мечом, относились с глубоким уважением к этому символу и инструменту своей воинской силы. Японская мифология и обряды Синто, включая церемонию возведения императора на трон, служат ярким доказательством того, что меч был главным оружием страны и служил как военным, так и церемониальным целям.
Японцы знали технологию изготовления металлических мечей уже по меньшей мере во втором столетии до нашей эры. Самые лучшие мечи персонифицировались и даже обожествлялись - традиция, которая сохраняется и по сей день. Им подбирали имена так же тщательно, как и людям, которые им владели. Многие мечи были объявлены ками (сверхъестественными существами), это являлось свидетельством веры японцев в то, что эти мечи обладали божественной энергией. Японская литература изобилует легендами о чудесных мечах, которые сами были ками и породили других ками, о мечах, которые сами по себе двигались и даже переправлялись через моря о мечах, которые волшебным образом покидали свои ножны и защищали своего хозяина в моменты опасности, которые в наказание за осквернение насылали болезни и смерть, а также о мечах, которые излечивали болезни и отвечали на молитвы. Даже инагурация (возведение на императорский престол) не могла быть признана законной, если претендент не обладал Сансю но Синки, Тремя Священными Регалиями, одной из которых является самый знаменитый меч Японии, Кусанаги но Цуруги, принадлежащий императорской семье.
Развитие функционального железного меча чисто японского стиля, нихон-то, стало необходимым с появлением профессионального воина. Первые мечи имели прямое лезвие и носились за спиной. Заточка была типичной для меча - обоюдоострой. Такой меч цуруги выхватывался двумя руками. Амакуни из Ямато (около 700 г.) традиционно считается первым японским кузнецом (катанаем), изготовившим меч такого типа - изогнутый и заточенный только с одной стороны. П. фон Винклер классифицировал эти мечи как сабли. Он также выделяет ещё нескольких мастеров кузнечного ремесла, это - Шинсоку из Бицэн (начало IX века), Огара Синемори (середина IX века), Мунэшика из Киото (X век). В XII веке знамениты: Иошимицу, Куниюки и Кунитоши, именем которого отмечен один из самых дорогих клинков храма Ицуку-Шима. С XVI столетия главным центром производства мечей становится город Оссафунэ провинции Бицэн; там получили своё развитие таланты таких мастеров, как Гарумицу, Сукэзада, Киумиоцу и др. Все японские мечи можно условно разделить на три группы: старейшие мечи (кото), изготовленные до 1573 г. Более поздние (синто), выкованные до конца эпохи Токугава. И наименее ценные (син-синто) - клинки которых увидели свет в эпоху Мэйдзи (1868 г.) и сохранились до наших дней. Клинки наиболее выдающихся мастеров первого периода - Масмунэ и Мурмаса (XIV столетие) - легко разрубали не только летящую стрекозу, но и волосок, лежавший на поверхности воды, и металлический брусок, подброшенный вверх. Клинок, воткнутый в дно ручья, при пробе должен был рассечь лист рисовой бумаги, плывший по течению. Острота бритвенной заточки клинков была безупречна. Одним ударом рассекались сразу три трупа, положенные друг на друга... Существовал также жестокий ритуал пробы меча, когда воин проверял качество меча на первом попавшемся бедняке. Изогнутый с односторонней заточкой меч и стал стандартным оружием, которой предпочитали все воины.
Клинком закаленным
Меча с когтями железными,
Не зная пощады,
Тело разрубят наискось,
Кромсают...Какая скорбь!
Сайгё
Меч при жизни любил...После того как в распоряжении классического воина появился стандартный меч, он, по весьма понятным причинам, сделал его своим основным оружием и изобрёл методы, называвшиеся кэндзюцу, искусство меча, превратилось в высшее свидетельство боевого мастерства буси. Посредством чётко определённого набора дисциплин кэндзюцу каждый буси учился тому, как управляться в бою с другими видами оружия. Кэндзюцу стало эффективным способом обучения и боевой гимнастики, тренировочным полем для "согласования глаза и руки". Кэндзюцу учило не только тому, как оценивать боевую дистанцию (ма-ай) и возможность проведения атаки (суки), как ментально и физически подавлять своего врага (дзансин); посредством тренировок с партнером (сотай рэнсю) кэндзюцу пробуждало моральную силу, уверенность в себе и способность к импровизации в бою. Но в то же время кэндзюцу было и подготовкой к смерти; поскольку умереть достойно, с героизмом, было таким же важным вопросом воинской чести, как и победа в сражении.
Кэндзюцу учит главным образом тому, что делать с мечом после того, как он уже вытащен из ножен, и поэтому оно подразумевает агрессивность, подавляющее и угрожающее поведение. Основное оружие кэндзюцу - одати; однако обладая соответствующем уровнем мастерства, последователи могут тренироваться с кодати или вакидзаси, коротким мечом, и с двумя мечами (обычно один короткий и один длинный) в стиле нито (два меча) или рёто (оба меча).
Более двух тысяч рю включают кэндзюцу в программу обучения. Первое известное рю, которое развило кэндзюцу, - Тэнсин Сёдан Катори Синто-рю, основанное в пятнадцатом веке Тёиисаем Идзаса Иэнао. Школы различались между собой стойками и приёмами, но в каждой отдельной школе основных стоек и ударов предусматривалось немного - от 10 до 15. Считалось, что при отличном усвоении этого достаточно, чтобы выйти победителем в любой схватке. Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие - выжидательную тактику.
Основным методом совершенствования мастерства являлись парные комплексы (ката), с фиксированными ролями участников и порядком движений, исполняемые с деревянными мечами боккэн (или бокуто). Боккэн выполнялся из твёрдых пород дерева, по своей форме и габаритам он соответствовал самурайскому мечу катана, длина лезвия которого составляла от двух до трёх сяку (сяку = 32 см).
Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним - двумя ударами. Уровень подготовки проверялся в соревновательных поединках, где удары реально не наносили, а останавливали в нескольких сантиметрах от цели, а также в дуэлях с использованием боевого оружия.
В XVI веке появилась целая плеяда выдающихся мастеров кэндзюцу. Самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490 - 1571), основавший школу Касима синто-рю, и Камиидзуми Хидэцуна (1508 - 1578), создавший Синкагэ-рю на основе Катори синто-рю и Кагэ-рю. Последний ввёл в широкое обращение синай - учебный меч из полос бамбука, перетянутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов.
В первой половине XVII века наиболее влиятельными школами были Ягю Синкагэ-рю, Итто-рю и Нитэн ити-рю. Последнюю основал Миямото Мусаси (1584 - 1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтовании двумя мечами (катана и вакидзаси) одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечрм одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды он изложил в знаменитом трактате "Горин-но сё" (Книга пяти колец).
Гонят теперь взбираться
По веткам Древа мечей.
Заграды рогатые копья,
Щетинясь, впиваются в грудь.
Сайгё (1118 - 1190)
Автор-составитель Нестеров А. Н.